воскресенье, 12 января 2014 г.

Как я сдала IELTS на 8 баллов

Вот так выглядит мой сертификат IELTS. 
Храню ради фотографии
Максимальный балл, который можно получить за этот экзамен на знание английского языка, — 9. Минимальный балл, который нужен студенту, желающему поступить в британский вуз, — 6,5. Я сдала IELTS Academic на 8 баллов и я хочу рассказать вам, как мне это удалось.




IELTS — это экзамен, результаты которого принимают преимущественно британские вузы. В 2010 году я серьезно думала поступать на магистерскую программу коммуникаций University of the Arts, London. Двух миллионов рублей на учебу и проживание у меня не было, но я верила, что получу стипендию. Возможность и в самом деле была очень вероятной, а перспектива потусить год в Лондоне — манящей, поэтому я решила начать с самого времязатратного этапа — сдачи IELTS. Сразу скажу, что в магистратуру я поступила, а вот стипендию получить не успела, поэтому от всей затеи пришлось отказаться. Но я об этом не жалею: съездив вместо этого на летнюю школу Fashion Magazine Business в колледж моды при университете, я осознала, насколько бессмысленно с практической точки зрения дополнительное медийное образование в Британии.


Что вам нужно, чтобы сдать IELTS

Железная мотивация. Сдавать IELTS просто для того, чтобы доказать себе знание английского, бессмысленно. Это довольно специфичный экзамен, который заточен на владение академической лексикой, умение писать исследовательские эссе и читать научную литературу. Кроме того, как и все экзамены, IELTS — платный и его сертификат действует два года, но готовиться к нему вы будете от месяца до полугода. Слишком неоправданная трата ресурсов для галочки в списке достижений, не?

Осознание конечной цели. Вы должны знать, какой балл принимает вуз, в который вы хотите поступить. Я рассчитывала сдать экзамен на 6,5 баллов, но когда писала эту цель на своей доске визуализации, подумала: "А что, я на 7 не сдам что ли?". А потом подумала еще немного и решила: "Чего уж мелочиться! Пожелаю-ка я себе сдать IELTS на 8 баллов!". Так и написала, хотя серьезно к этому не отнеслась. Три месяца спустя, когда я увидела результат своего теста в онлайн-сервисе, я буквально подпрыгнула на стуле — так велико было мое удивление. Это был еще один потрясающий случай в моей жизни, когда сила визуализации сотворила чудеса (первый раз это произошло, когда я распечатала из интернета и приколола к доске первую попавшуюся фотографию швейной машины, а спустя время мама случайно купила домой именно эту модель. Но это не так впечатляет, как IELTS на 8 баллов, поэтому я нечасто рассказываю эту историю).

Жесткая система. Не знаю, как обстоят дела с другими экзаменами, но IELTS — это тест, в котором оценивается не способность студентов к творчеству, а их умение использовать уже давно отработанные шаблоны. Таких шаблонов в IELTS громадье: анализировать текст надо по конкретным правилам, писать эссе следует с использованием определенной лексики, во время прослушивания аудио нужно обращать внимание на заранее известные особенности. Даже говорить желательно так, как хочет услышать экзаменатор. В общем, IELTS — это четкая система, вникнуть в которую с первого раза не получится. Если вы хотите сдать этот экзамен хорошо, не полагайтесь на свое знание английского. Скорее всего, вашего уровня вам будет недостаточно, разве что вы уже не перечитали гору научных исследований на английском и не защитили в Британии диплом по экономическим наукам. В противном случае вам придется готовиться, и не просто полистать пару книг и проделать десяток тестов, а системно: регулярно, отрабатывая одни и те же каноны, вникая в то, что от вас хотят получить экзаменаторы.

Посещение курсов. Уж какой я нелюбитель курсов, но в данном случае я просто не могу отрицать их пользу. Я ходила на специальную программу подготовки к IELTS при языковой школе BKC, которая заняла три месяца при занятиях три раза в неделю. Самое главное, что дали мне курсы, — понимание подводных камней во время экзамена и избавление от необходимости метаться между учебниками, не зная, какой лучше подходит. Ну и ощущение того, что я просто ужасно знаю английский.

Достойный английский. Уровень, при котором имеет смысл сдавать IELTS, — intermediate или даже upper intermediate (определить, на каком вы уровне, можно, например, здесь). С уровнем ниже вы просто потратите при подготовке слишком много сил и времени на внепрограммный материал и растеряетесь на экзамене. Я сдавала IELTS на последнем курсе университета, во время которого у меня практически не было семинаров английского. Однако моя школа специализировалась на языках, поэтому по ее окончании у меня был уверенный upper-intermediate, а потом я четыре года просто старалась не забыть то, что "нажито непосильным трудом". В итоге при подготовке к экзамену мне было трудно, так как я, как оказалось, забыла некоторые языковые нюансы и подрастеряла словарный запас. На курсах IELTS английскому не учат: там учат только тому, как собраться и быстро сориентироваться на экзамене и какой специальной лексикой нужно овладеть. Конечно, если преподаватель видит, что большая часть группы не владеет каким-то сложным временем или употреблением предлогов, он может быстренько расписать на доске основные моменты. Но в остальном ваш плохой английский будет только вашей проблемой и проблемой ваших домашних, потому что вы будете сидеть над книгами по ночам.


Я занималась по книге и рабочей тетради
New Insight into IELTS авторов 
Vanessa Jakeman and Clare McDowell 
Книги. Здесь действует принцип "лучше меньше, да лучше". Выберите один хороший учебник и внимательно пройдите его от и до. Его автор, скорее всего, позаботился о том, чтобы последовательно рассказать обо всех особенностях IELTS и дать наводки на основные блоки лексики. Если вы тщательно сделаете каждое задание, предложенное автором, у вас наверняка сформируется необходимая база. Я занималась по книге и рабочей тетради New Insight into IELTS авторов Vanessa Jakeman и Lare McDowell, честно купленным в книжном магазине. Но если вы хотите скачать их бесплатно, попробуйте сделать это тут или на рутрекере.

Примеры тестов. А здесь наоборот, чем больше — тем лучше. Только не пытайтесь овладеть по ним базой для IELTS, потому что тесты — это только способ проверить, хорошо ли вы усвоили подсказки учебника, и возможность выделить часто встречающиеся "подвохи".


Как я готовилась

В общей сложности на подготовку к IELTS у меня ушло около трех-четырех месяцев. Три раза в неделю по вечерам я ходила на курсы, а между ними занималась дома. Мои тренировки (иначе и не назовешь) состояли из чтения текстов по учебнику, прослушивания аудио, описания диаграмм о динамике глобального потепления, половозрастной структуре пользователей интернета в Британии, прогнозе роста цен на нефть, а также из написания эссе на две страницы о важности мотивации или вреде публичных выговоров в компаниях. Я исписала большую тетрадь, и некоторые ее страницы были полностью заняты списками вводных оборотов или слов, характеризующих возрастание или убывание какого-нибудь явления. Что важно, тетрадь я заполняла не беспорядочно, а сегментированно — блок письма отдельно, говорения отдельно, причем в этой части собраны полезные слова по каждой из тем, которые могут появиться в экзамене. Такое четкое распределение мне очень помогло, когда за пару дней до экзамена надо было освежить наработки первых месяцев. Я выложила самые важные страницы из своей тетради в фотоальбом, чтобы вы тоже могли посмотреть и запомнить лексику, нужные речевые обороты и фразы для логичного устного и письменного высказывания.

Где-то на половине курса я уже научилась угадывать, какое примерно слово должно стоять вместо пробела в задании по аудированию, какие моменты текста позже будут затронуты вопросами и какой структуры эссе нужно придерживаться, рассуждая о причинах низкой успеваемости отдельных детей. Также я усвоила основные правила работы с каждым этапом экзамена. Вкратце поделюсь ими с вами.

  • Текст сперва нужно прочитать, не останавливаясь, затем изучить задания к нему, а потом прочитать еще раз, выделяя логические блоки, подчеркивая подходящие для пробелов слова и отмечая моменты, которые могут быть поняты двояко в заданиях типа "правда или ложь". 
  • Слушая аудиозапись, полезно тут же делать что-то вроде стенограммы, записывая самые значимые цифры, детали и ключевые для контекста слова. Если какие-то слова непонятны, важно не паниковать и попытаться уловить их со второго раза.
  • Работая над письменным заданием надо сперва определить, какая структура эссе будет оптимальной в этом случае. От этого зависит логика изложения, на которую экзаменатор обязательно обратит внимание. Можно набросать на бумаге список подходящих к теме слов и вычеркивать их по мере использования в тексте. Очень приветствуется употребление различных вводных конструкций, слов, связывающих части предложения и выражающих личное отношение автора. Забегая вперед скажу, что за письменный этап IELTS я получила 7,5 баллов — этого хватило бы, чтобы поступить на магистерскую программу по журналистике в британском вузе. 
  • Во время беседы с экзаменатором в рамках разговорного блока надо помнить, что собеседник не оценивает то, что вы говорите. Ему важно, как вы это делаете. Поэтому готовя свое устное мини-выступление я даже готова была пожертвовать правдой или собственным мнением, если мне удобнее было рассказать иную версию. В конце концов, какая кому разница, что я думаю о повышении уровня мирового океана, если я хорошо владею лексикой о загрязнении окружающей среды и могу логично перейти от этой темы к теме о социальном неравенстве, которой я владею лучше. 

Как я сдавала IELTS

На сдачу экзамена уходит почти весь день. Самое трудное было встать в шесть утра и, приехав на место, ждать начала. Пронести что-то в аудиторию практически невозможно, да я и не стремилась. Я чувствовала, что хорошо подготовилась, и с любопытством наблюдала за другими участниками экзамена, большинство которых составляли выпускники школ. Во время блока, посвященного чтению, у меня даже иногда находилось несколько секунд, чтобы покоситься на своего соседа по парте. Он явно паниковал, и было видно, что он не знал "кода матрицы", потому что бросался от одного задания к другому и вел себя непоследовательно. Я же сделала все очень быстро, и вышла из аудитории одной из первых, чувствуя на себе взгляды. Остальные части экзамена я помню очень смутно. В памяти четко отпечаталось лишь слово coach ("кушетка"), которое было одним из ключевых в аудировании. Я долго колебалась, не ослышалась ли я, но контекст про музей автомобилей все-таки намекал. 
Забавно, что вплоть до нынешнего момента я все еще сомневаюсь, переводится ли слово coach именно так (а не как "тренер" или "автобус", например). Впрочем, мои сомнения не сыграли никакой роли при прослушивании, потому что IELTS не проверяет знание языка. Он проверяет то, насколько хорошо вы умеете подстраиваться и играть по заданным правилам. И хотя экзамен я сдала на 8 баллов и могу по работе написать текст про состояние обувного рынка России, работая прошлой весной в африканском заповеднике и продавая туристам пакетики с жирафьим кормом я периодически испытывала языковые трудности. Я верю, что это было от усталости и ужасного датского голландского акцента южноафриканцев, но то, что английский мой не совершенен до сих пор, — это точно.



28 комментариев:

  1. Датского акцента южноафриканцев?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. наверное, правильнее было бы даже сказать "голландского")
      мне кажется, что живущие в ЮАР белые граждане даже по-английски говорят так, как будто это африкаанс (один из государственных языков ЮАР, произошедший от голландского).

      Удалить
    2. да, я тоже думала, что голландского вот и удивилась :)

      Удалить
    3. спасибо за наводку! сейчас исправлю)

      Удалить
  2. coAch это же тренер) а вот coUch это действительно кушетка;) спасибо за статью)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну вот, говорю же, что мое знание английского оставляет желать лучшего)
      всегда пожалуйста! буду рада, если отблагодарите меня лайком в верхней части этой страницы.

      Удалить
  3. Поздравляю! Отличный балл!
    И спасибо за статью)
    Касательно курсов согласен. Сам в мба стратеджи работаю и там для сотрудников есть возможность посещать курсы IELTS (http://www.mbastrategy.ru/content/view/2256/486/lang,Rus/). так вот, намного эффективней, чем заниматься только самоподготовкой. Вообще, я за комбинирование типа "курсы + самоподготовка", "репетитор + самоподготовка".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, добавил бы от себя ещё и подборку советов по подготовке к IELTS: http://www.mbastrategy.ru/pdf_ielts/. Лично мне пригодилась

      Удалить
  4. Спасибо, полезная информация!

    ОтветитьУдалить
  5. Так, а что за «если какие-то слова непонятны, важно не паниковать и попытаться уловить их со второго раза»? Только раз аудиозапись звучит, не путайте людей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда сдавала я, аудиозапись давали послушать 2 раза. Не знаю, как изменились правила сейчас, но все-таки 1 раз – это жестоко.

      Удалить
  6. Ольга, очень хороший и нужный блог у Вас , спасибо!
    А где Вы в Кении с жирафами волонтерили, если есть ссылка, буду благодарна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за добрые слова, приятно!
      Это была Южноафриканская республика, а не Кения, но не суть. Вот ссылка: http://volunteersa.com/

      Удалить
  7. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, одну вещь? Если у меня поставлено австралийское произношение, я смогу сдать этот экзамен или здесь прокатит только британское?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Мне кажется, проблем не будет. Если вы все поймете в аудиозаписях, и вас поймет экзаменатор, то все равно, какое произношение.

      Удалить
  8. Спасибо, хорошая статья и фото с блокнотика просто бесценны. Но вслушаться в смысл со второго раза, это Вам выходит повторяли аудио?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, аудио дают слушать дважды.

      Удалить
    2. Ольга, простите, вы уверены? Во всех тренировочных заданиях говорят о том, что аудирование можно прослушать только один раз

      Удалить
    3. Уже не уверена! Возможно, с 2014 года правила изменились, я с тех пор не проверяла.

      Удалить
  9. Скажите пожалуйста, за это волонтёрство в Африке Вы сами платили или Вам платили? Не нашла информацию на их сайте(

    ОтветитьУдалить
  10. Люди годами готовятся,чтобы получить хотя бы 7. А ВЫ за 3 месяца получили 8.Не честно

    ОтветитьУдалить
  11. Познавательно очень, мне лично пригодиться

    ОтветитьУдалить
  12. Одна из самых здравых статей об ielts. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  13. How to get an official IELTS/TOEFL proficiency certificate.
    The world's most popular English language proficiency test for higher education and global migration, accepted by over 10,000 organizations worldwide, can be your key to achieving your academic and professional goals.

    We provide requisite assistance to those who, for one reason or another are unable to take the test or obtain the required band scores demanded by institutions, employers or embassy.

    Contact us through the details below to know more about our services;

    Telegram: Registraboard
    Whatsapp: +1 (513) 620-6443

    ОтветитьУдалить
  14. Не экзамен, а какой-то тупик данной "цивилизации", заточен на роботизацию человека, а не взимопонимание людей через общение.

    ОтветитьУдалить
  15. Привет. Поздравляю! Кстати, добавила бы от себя ещё и подборку советов по подготовке к IELTS:https://englishpapa.com/ . Лично мне пригодилась. Занималась с носителем онлайн, очень удобно.

    ОтветитьУдалить