воскресенье, 16 марта 2014 г.

Как я съездила на летнюю школу при College of Fashion, London

Если честно, то все, что у меня осталось от летней
программыFashion Magazine Business — никому
не нужный сертификат, стопка раздаток,
да альбом фотографий, снятых на Ломо
Около трех лет назад я ездила на летнюю школу Fashion Magazine Business при колледже Central Saint Martins — это одно из подразделений University of the Arts, London. Знаменитый колледж моды, который заканчивал Александр Маккуин и Джон Гальяно. Опыт интересный, хотя и бесполезный, но я бы хотела поделиться им с теми, кто подумывает о дополнительном медийном образовании в Британии.

Здесь я хотела поставить ссылку на страницу курса, но в списке летних школ при колледже не обнаружила программы Fashion Magazine Business. Похоже, ее закрыли, и я даже знаю, почему. Настолько неэффективного и дорогостоящего образования я еще нигде (то есть даже в России) не видела. Пять дней учебы в 2010 году обошлись мне в 500 фунтов стерлингов, а вместе со студенческим общежитием, проживанием, два раза купленными билетами на самолет, студенческой визой за 5000 рублей все это предприятие вылилось в сумму около 60 тысяч рублей. И все, что у меня сейчас осталось за эти деньги, — никому не нужный сертификат да двадцать учебных распечаток, которыми я поделюсь с вами совершенно бесплатно ниже.


Чего (мне) все это стоило
Зато нервов, нервов сколько было потрачено! И я не говорю о трудностях поступления или учебы. С содроганием вспоминая тот август, я имею в виду общение с посольством Великобритании. С большей бюрократией я встречалась лишь в посольстве Германии, где только на подачу документов раньше нужно было записываться за три месяца (теперь-то они наконец открыли визовый центр). Британские клерки удивили меня своей абсурдной пунктуальностью. Я подавала документы за месяц, и, увидев предупреждение о том, что выдача визы занимает не менее 15 рабочих дней (то есть тот же календарный месяц), не ожидала никакого подвоха. По моим расчетам визу я должна была получить в крайнем случае в пятницу, а улететь — в субботу. Но что вы думаете? Пятница, 5 часов вечера, никаких смс и уведомлений нет. Я в панике звоню в посольство, безрезультатно. В субботу я понимаю, что мои билеты пропали — причем оба, туда и обратно. Все выходные мне снятся кошмары, в понедельник утром я не нахожу себе места, потому что оплаченная программа уже идет полным ходом, а никаких сообщений о визе нет. И вот в 12 часов дня мне приходит смс о том, что виза готова. Ровно на 16-й рабочий день. То есть ее сделали всего за час-два, но для того, чтобы приступить к ней, выждали три недели. Я не могу здесь употребить другого слова, потому что не верю в то, что визовая очередь заняла ровно 15 дней и ни днем больше.

Получив смс, я немного выдохнула и принялась искать новые билеты. Ничего дешевле 25 тысяч уже не было (а первый мой прямой перелет стоил всего 12 000 за "туда-обратно"), но это было не так страшно, как начавшееся с этого момента божественное провидение. Когда я принималась звонить в турагентства, мой рабочий телефон внезапно замолкал и ломался. При попытке оплатить билеты через интернет, сайты вылетали, и когда я вслух подивилась совпадению, вдруг вырубился компьютер — впервые за все время, что я им пользовалась. Офисные сисадмины пожали плечами, а я настолько испугалась "знакам свыше", что коллегам пришлось угощать меня корвалолом. Времени больше не было, и я поехала в посольство, по дороге пытаясь организовать покупку билетов по телефону. Конечно, все это не могло кончиться так запросто, и в посольстве я натолкнулась на запертую дверь с объявлением о том, что сегодня, оказывается, сокращенный день. Я опоздала. Но не сдалась. Вбежала в соседний кабинет, прорвалась к окну с воплем о том, что через 3 часа у меня самолет (что было правдой), и, слава богу, забрала свой паспорт. Билеты все еще не были куплены, и дома у ноутбука меня ждало последнее потрясение: уже на стадии оплаты картой сервис безопасности моего банка отказался принимать заданное мной кодовое слово. Сотрудницы по телефону заговорщически молчали и отказывались сообщать его мне, какие бы данные о себе я не выдавала. Я тупо смотрела на красные буквы "the word is inappropriate", уже рыдая во весь голос, когда до меня вдруг дошло: слово-то не подходит потому, что секретный код — не слово. Я ввела цифры, и все случилось. Билеты купились. Это была самая нервная покупка в моей жизни.

Что я потеряла и не потеряла
Я пропустила целый день программы "Бизнес модных журналов", хотя очень быстро стало ясно, что я совсем ничего не потеряла. Моя группа состояла из девочек выпускного школьного возраста, желающих определиться со своей будущей профессией. Среди них мне особенно запомнилось несколько очень ярко накрашенных и разодетых итальянок. Глядя на их подиумный макияж в 10 часов утра, экстравагантные очки в стиле "кошачий глаз", каблуки, сумки Гуччи, пиджаки Прада и общий вид ярых поклонниц журнала Vogue, я подумала, что наших русских туристок-матрон обижают зря. У меня создалось впечатление, что эти девочки приехали на программу в надежде засветиться своим пониманием моды и попасть в индустрию модного глянца. Но на это было мало шансов: преподавателями были приглашенные редакторы рекламных журналов и продуктовых каталогов. Они на полном серьезе показывали нам свои сайты с фотосессиями для марок одежды, называя это "журналами". Студентам следующего года, кажется, повезло больше, потому что их отзывы о программе совершенно противоположны моим. Кроме меня никто не почувствовал неладного, потому что среди студенток программы, похоже, только одна я уже имела журналистское образование, работала по специальности и приехала в колледж с желанием повысить квалификацию. Это тоже мне не удалось, потому что вся программа была устроена как ликбез по индустрии печати. Нам в общих словах рассказывали о том, какие должности бывают в издательствах, какова роль арт-директора в модном журнале, как называются различные маркетинговые активности и каким образом разрабатывается концепт издания. Я выложила все распечатки по этим темам в фотоальбом, так что вы тоже можете приобщиться к знанию, доставшемуся мне так непросто.

Для выполнения финального задания утром в пятницу нас разделили на группы из двух человек и предложили к вечеру представить концепт своего журнала. К сожалению, никаких возможностей для этого нам не обеспечили. Столь славный своими ресурсами колледж даже не предоставил нам компьютерного класса, поэтому расписывать концепт с картинками в презентации Microsoft PowerPoint нам пришлось в интернет-кафе где-то на соседней улице. Я оказалась в одной группе с итальянкой, и это был тяжелый опыт не только потому, что я ненавижу групповые задания, но и потому, что у нас с этой девушкой были принципиально разные взгляды на концепт издания и на то, как это все должно выглядеть. Кое-как отписавшись и получив на защите отзыв в духе "Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились!" я с облегчением вздохнула. И отправилась гулять по Лондону, чего мне очень не хватало на протяжении всей недели, так как занятия кончались в 4 часа вечера, а городские музеи закрывались в 5.

По всему моему рассказу создается впечатление, что я совершенно ничего полезного для себя из этой поездки не вынесла. Это не так. Я узнала много любопытного. Например:
  • Мой английский далек от идеала, особенного британского. Понимать англичан очень сложно, а изъясняться так, чтобы они понимали тебя — еще труднее.
  • Университетские общежития в Лондоне — просто прелесть что такое. Я жила в одноместной комнате с видом на внутренний двор, где по вечерам собирались и вместе ужинали настоящие студенты. Едва въехав в свой "номер", я удивилась отсутствию хотя бы раковины, но потом, к счастью, нашла ее... в шкафу — с двумя отдельными кранами для горячей и холодной воды. Туалет в шкаф уже, видимо, не вместился, поэтому инженерам пришлось организовать его на этаже.
  • Колледж Святого Мартинса, в котором учились Марк Джейкобс, Александр МакКуин и Джон Гальяно, оказался красивым снаружи и довольно стремным изнутри зданием. Я думала, что только в России учебные заведения выглядят обшарпанно, но, видимо, в Англии тоже есть эта беда — денег вкладывается много, а университет выглядит так, будто студенты ставят на нем творческие эксперименты.
  • Летние школы организованы для тех, у кого еще нет никакого образования, кто имеет много денег и хочет весело и ненапряжно их потратить. Заглядывая в классы других краткосрочных программ, я везде видела задорно ползающих вокруг ватманов и рисующих на них пальцами подростков или даже взрослых людей, малюющих невесть что на мольбертах или вырезающих фигурки из бумаги. Позже, внимательно вчитавшись в описание программ, я поняла, что именно это кураторы колледжа называют "раскрытием своего творческого потенциала". Возможно, школа Fashion Magazine Business тоже была ориентирована на реализацию творческих способностей, но, видимо, со стороны рекламистов этой программы, а не студентов. Уж больно разительным оказался контраст между обещанной пользой и реальным выхлопом. Теперь я знаю, как хорошо умеют продавать себя иностранные образовательные программы, и все их обещания делю на два, а то и на три.

Где еще учиться модной журналистике за рубежом
Чтобы КПД этого поста не был бы таким уж низким, привожу здесь список краткосрочных зарубежных курсов по модной журналистике:
  • Editorial Styling & Magazine publishing: 5 января - 23 марта 2015 года, 5 480 фунтов стерлингов, London College of Style, Лондон, Великобритания. Ссылка
  • Fashion Journalism: с 17 сентября 2014 года (продолжительность 8 недель), 245 фунтов стерлингов, London Journalism Centre, Лондон, Великобритания. Ссылка
  • Vogue Fashion Intensive Summer Course: с 14 июля, 10 недель, 2800 фунтов стерлингов, Лондон, Великобритания. Ссылка
  • Fashion Journalism Course в Австралии: с 4 мая, 10 недель, 850 долларов, Брисбен, Австралия. Ссылка
  • Онлайн-курс Fashion Journalism за 194 фунта стерлинга длиной от 3 до 6 месяцев. Ссылка
  • А вот здесь еще есть список американских университетов, где учат модной журналистике.



Комментариев нет:

Отправить комментарий